ТекстКаталогГалерея    



Статья для Журнала Особняк. Ноябрь 2009.

Искусство жить уютно
« свобода, лишенная знаний, есть самое горькое из всех рабств » Бенуа А.Н.

Насколько вы думаете, художники влияют на нашу жизнь? Может они пишут что-то на своих чердаках, рисуют, и это все где-то Там, в другой жизни, а в нашей жизни ежедневная работа, и вечером уже не до дизайна и не до живописи?
Или они Выразители всех глубинных, религиозных и политических процессов Человечества? И отразив невидимое, но происходящее, они выражают это доступными для нас средствами, и это, потом, входит в нашу повседневную жизнь? И дизайнеры, и декораторы, основываясь на этом, строят наши квартиры, придумывают сонмы предметов, наполняющих нашу жизнь?
Мы пользуемся в наших жизнях массой вещей без того что бы понимать историю их появления. Мы ездим на машинах ежедневно, а подшипники и саму возможность превращения вращательного момента в поступательный придумал художник, Леонардо Да Винчи. У всех на губах слова классика, реализм, сюрреализм, модерн. И мы живем в этих вещах. Таких примеров много, ну и что?
Антика, готика, ренессанс, барокко, рококо, реализм, модерн и т.д. Эти ярлычки придумал какой-нибудь библиотекарь? Или это - жизнь, в которой и мы с вами как-то оказались? да еще в 21 веке? Почему это появилось и что нам с этим делать?
Мы следуем моде и, похоже, это нам нравится. При этом, если модный стиль, портит нашу фигуру, мы как-то обходим новые дизайнерские изыски.
Любой дизайнер, прежде всего художник. Художник, использующий понятия массы, объемов, линейной, воздушной, красочной перспективы, влияниями цвета и так дальше. Они создают вещи, которые мы приносим в свои дома, они создают наши дома. И это влияет на нас. Если художники некоторые свои «слишком эмоциональные» картины могут выставлять только в музеях, то предметы живут с нами. Или мы живем в наших «дизайнах».
Если в живописи – возможно искусство ради искусства, то возможен ли дизайн помещений только ради самого дизайна? Как кое-кто сказал, нам здесь жить.
Это воздействует на нас. Как? Что происходит? Что мы хотим? Ну, наверно, радости, настроения, богатства и благополучия, покоя. Как влияют живопись, дизайн и декорирование на это? В любом случае, что-то от развития искусства просачивается в нас, только неосознанно. Редко кто скажет про неоклассицизм или фовизм, но слова и немного понятия : классика, сюрреализм, модерн у всех на слуху. В каких условиях родились эти стили и почему? В каких странах? И где мы можем их применять осознанно, а не следуя моде?
Художники создают картины, дворцы, дома, а мы создаем свои собственные жизни. Ну, если мы не создаем, а плывем по течению, то и тут мы можем плыть искусствоведами.
Художники как выразители человеческой эволюции – это, понятно, только одна из Парадигм мироустройства. Давайте бросим беглый, очень выборочный взгляд на нее.
Античное искусство. Что мы знаем? Люди живут в таких же телах, как и боги. Поэтому наши тела божественны, а значит прекрасны. В живописи и в скульптуре много грации и движения. Внутренней духовности и любование человеческим телом. В здоровом теле – здоровый дух. Мы все видели и Аполлона Бельведерского и Лаокоона и Венеру.
Дальше. Как пишет Карл Вёрман в своем втором томе « История искусства: классические труды» : « Иисус Назарянин Своей крестной смертью положил в Иерусалиме основание новому, глубоко одухотворенному мировоззрению…»
Дух был возведен на пьедестал, а плоть – плоть нужно усмирять, она ничтожна.
Опустим сжигание ведьм и святую инквизицию, посмотрим, что средневековье дало искусству. - Готика. Готические храмы, они и возвеличивают и показывают всю суетность твоей жизни. Ты исчезаешь в них. Они не просто подавляют тебя – они растворяют.
И вот Ренессанс. Возрождение. Италия, сестра Греции. В основном это возврат на 1500 лет назад. Возврат, конечно дополненный, но в целом это возрождение Античности. Изменилась архитектура, изменилась живопись. Изменилась жизнь. Свобода, радости жизни, исследование природы. Мазаччо, Филиппо Брунеллёски, великий Леонардо. 15 век дал индивидуальность. Человек стал происходить как личность. Именно 15 век дал развитие портретного искусства.
Спокойное величие ренессанса стремилось к колоссальному. Равновесие к усилению движения в разные стороны. Склонность к преувеличению, контрастам и опьяняющей роскоши характеризует новый стиль – барокко. Микеланджело, Бернини, Рубенс.
Теперь Франция. Людовик XIV, Людовик XV. Придворная веселая жизнь и утонченная вежливость. Склонность того времени к игривости и к пустякам, создает прелестный, веселый стиль, известный под именем рококо. Шарден, Давид.
Далее опять возврат к Античности. Создается неогреческий стиль –ампир.
И вот, 19 век. Ошеломляющее разнообразие стилей. И каждый новый был единственно правильным и презирал предыдущий. Классицизм, романтизм, реализм, натурализм, идеализм, импрессионизм. Наверно две крайние точки это натурализм и импрессионизм. В первом никакой красоты и загадочности. Жесткая голая правда и натуральность без одухотворенности. Зато идеализм и импрессионизм насыщен стремлением к неземной красоте, таинственностью и чувством, впечатлением. «Наибольшее развитие получили области духовной жизни, опиравшиеся не на анализ, а на чувство…» П.П. Гнедич: История искусств
Терпение читатель. Я скоро объясню к чему все это.
Возможно, вы немного притомились, проходя сквозь дебри художественного развития. Зато теперь вы понимаете, Что насыщало Европу 500 лет. Дух, душа, красота, гармония, радость, гуманизм. Но хотелось еще, больше свободы! Возможно, когда столетиями живешь среди классического искусства и хочется придумать что-то новое ради самого нового. И с 20 веком пришел модерн, примитивизм, кубизм и другие безудержные грезы бессознательного. Живопись отказалась от всего. Отменили перспективу, форму, рисунок, содержание, изображение, реальность. И если в начале века модерн начинался работами Густава Климта, то потом все перешло в форму анархического бунта против канонов искусства. Основным принципом было сознательное искажение форм реального мира. Эстетизация уродливого. Наслаждение от разрушения. А для поп-арта и минимализма вообще уже не осталось ничего святого. Искусство, которое нельзя любить. Возможно, это попытки человечества найти что-то необычное, дойти до края, даже через необузданность. И это, наверно, хорошо. Правда, тут музеи выступают в роли зоопарков, хранящих такие картины. Очень важно и познавательно, но будут ли такие произведения, вмещающие всю боль души художника, нести благополучие в дом? Помните картину модерниста-символиста Мунка «Крик»?
И все бы ничего, но это иногда проникает в нашу жизнь. Принц Чарльз во всеуслышание заявил: «Современная архитектура нанесла городам Великобритании больший вред, чем немецкие бомбардировщики».
Увлеченные дизайнеры конструируют, например, кухни. С плоскими дверцами, однотонно выкрашенные в неживые краски. По улицам ходят панки с фиолетовыми торчащими «прическами», или все в черном девушки, с сильно разукрашенными черным глазами. В ночных клубах бликующий яркий свет и «кислота». Современное искусство напоминает средневековье с химическими привкусом.
Но там, в Европе, среди дворцов, статуй и картин в многочисленных музеях, этого «нового» и не чувствуется. Во Флоренции меня поразили очереди в галерею Уффици. Мы были в феврале, поэтому стояли всего лишь 4 часа. Весной – летом весь мир в Италии в Пинакотеках и во Франции в Лувре. Люди изучают классические труды. Сделали зигзаг в «новое» и назад к Рафаэлю.
А что остается делать нам, живущим в стране , где всю интеллигенцию вырезали большевики? А остатки уехали в Париж? Подбирать крошки модернизма с Европейского стола искусств? Или говорить : «Гаити, Гаити, нас и здесь неплохо кормят..» У нас зато хохлома и матрешки? Ведь основатель импрессионизма не родился в Российской глухой глубинке. Не те «впечатления»? У нас остался соц.реализм, но он не в силах был победить Советскую Власть. Он подстраивался под нее. Нам сейчас как никогда нужна классика. Ренессанс. Возрождение красоты, основанной на природной живописности и живости. Ведь красив старый Петербург? Эрмитаж, Русский музей, Кремль, Третьяковка. Красивы наши церкви. Вся наша Древняя Русь. Все, что не успел разрушить социализм. Социализм это не электрификация всей страны – это хрущевские пятиэтажки, серые кирпичи малосемеек и девушка с веслом. Причем во Владивостоке девушка тоже серая. Откуда название дома «серая лошадь? Рыбачук Иван Васильевич рассказывал мне в мастерской : « перед домом стояла огромная статуя женщины с веслом. Причем серого цвета. Поэтому то, во что переходила ее спина, можно было назвать только крупом, как у лошади. Так и приклеилось название для скульптуры – Серая Лошадь. А там еще ресторанчик был неплохой. А здание как раз напротив Союза Художников. Т.е. прямо напротив мастерских. Художники народ веселый вот и встречались в ресторане, в каком? Да у Серой лошади. Статую снесли, Ресторан закрыли, а название прилипло к самому дому. Хотя дом – чудо. К сожалению, архитектора, расстреляли за излишества. А я его знал. Хороший был человек».
Простите за отступление от темы, это уже другая история.
Думаю, мы не будем заниматься школярством, разгадывая, к какому стилю что принадлежит, рококо не рококо, модерн не модерн, лапша не лапша.
И мы помним слова Достоевского « Красота спасет мир» и слова Рериха – «осознание красоты спасет мир» а-а … Почему красота должна нас спасти? Без понимания «почему» эти фразы, как капли дождя на стекле, скатываются по нашим мозгам, падают вниз и исчезают бесследно.
Есть физиологическое обоснование красоты. Готовы? Вы еще в седле?
Российский ученый Филин, Василий Антонович, изучая глаз человека с целью разработки системы самонаведения ракет, обнаружил, что глаз человека постоянно совершает непроизвольные движения «саккады». И это проходит каждые полсекунды. «Мозг после каждой саккады должен воспринимать новую картинку. Если же человеческий глаз вынужден видеть ряды одинаковых объектов или однородную гомогенную среду, он в буквальном смысле косеет. А вместе с глазом косеет и мозг. Здания из стекла и бетона, ряды одинаковых окон в малосемейках, ткани в горошек, плоские однотонные поверхности глаз не воспринимает, и обедняется мозг. И мозгу, что бы хоть как-то стимулироваться, нужна становится всякая дрянь – наркотики, агрессия и собственные галлюцинации. И психическая деятельность человека становится вялой, скучной и несчастной. А все из-за отсутствия красоты. Чтобы быть комфортной для человека, искусственная среда должна походить на природу».
И Филин убежден, что уйдут евроремонт и евроофисы. Исчезнет многоэтажное строительство и стеклобетон как случайное заблуждение человечества. Зато вернутся малоэтажное строительство, резные наличники, мебель из массива дерева и двери, классические скульптуры, общественные здания в виде Храмов. Опять появится много рабочих мест для кузнецов, резчиков, дизайнеров-декораторов и художников. И прогресс будет идти, никуда не денется.
Вот поэтому мы и любим красное дерево : теплое, твердое, цветное, с очень сложной красивой текстурой.
Насытить жизнь классикой. Держать свое внимание на красоте. И как Великий Леонардо подражать и учиться у природы. Следовать за жизнью. Творить жизнь. Создавать. Привносить в дом уютные вещи, соединяющие нас с природой. Происходящими из нее. Это и есть классические принципы искусства. Классика уютной жизни.
И спасибо всем художникам и дизайнерам нашего города и края, творящих красоту и приносящих уют в наши дома. Красотой мы возрождаем Россию.



ТекстКаталог